Душа и психическое существо

Опубликовано Апр 24, 2012 в Всё о психическом существе | Нет комментариев


Душа, представитель центрального существа, является искрой Божественного, поддерживающей жизнь любого индивидуального существа в Природе. Психическое существо является сознательной формой этой души, растущей в процессе непрерывной эволюции, в результате которой сначала в Материи развивается жизнь, затем на основе жизни формируется разум, пока наконец разум не сможет развиться и стать верховным разумом, а верховный разум — супраментальной Истиной.

Душа поддерживает индивидуальную природу на всех ступенях ее эволюции, но сама по себе остается Божественным элементом, отличным как от самой Природы, так и от ее эволюционирующих форм. Низшая Природа, Апара Пракрити (apar˜ prakrti), — это та существующая объективно внешняя Природа (субъективно воспринимаемая нами как видимая и ощутимая), которая проявляет все это многообразие форм разума, жизни и физических тел. Скрытая за ней высшая Природа, Пара Пракрити (par˜ prakrti), является природой самого Божественного — это высшее Сознание_Сила, проявляющее бесконечное многообразие Божественного в его аспекте Множества. Это Множество представляет собой вечные «Я» Всевышнего, пребывающие в его высшей Природе, Пара Пракрити (par˜ prakrti). В этом мире они проявляются как Дживатмы, поддерживающие эволюцию живых существ, сформированных Природой, sarva-bhut˜ni, — в постоянно изменяющемся Становлении, которое и есть обитель Кшара (динамичного или изменяющегося) Пуруши. Джива (или Дживатман) и живые существа, sarva-bhut˜ni, отнюдь не одно и то же. Дживатмы, в действительности, находятся за пределами творения, хотя и принимают в нем участие, а живые существа, sarva-bhut˜ni, являются творе ниями Природы. Человек, птица, животное, рептилия — природные существа, но их индивидуальное высшее «Я» по сути не является ни человеком, ни птицей, ни животным, ни рептилией и даже на мгновение не может отождествиться с ними. В процессе эволюции всех этих форм жизни Дживатман остается неизменным, он есть не что иное, как духовное существо, согласившееся на участие в игре Пракрити.

Изначальный, вечный и неизменный аспект Божественного — это Бытие, а то, что Божественной Энергией создается в процессе развития сознания — различные состояния, силы, формы сознания и т. д., — это Становление. Вечное Божественное представлено как Бытие, а вселенная, существующая во Времени, и все, что в ней проявлено, это Становление. Вечное Бытие в своей высшей Природе, Пара Пракрити, — это одновременно Единое и Множество; но Божественное в своем аспекте Множества, присутствующее за всеми сотворенными существами, sarva-bhut˜ni, проявляется как Джива (или можно сказать, становится Дживой), par˜ prakrtir jŸvabhut˜. Что касается психического, то у него есть два аспекта: на заднем плане — психическое как таковое, или душа, а на переднем — ее индивидуальная форма, которую она обретает в процессе своей эволюции в Природе.

Душа, или психея, неизменна только в том смысле, что потенциально содержит в себе все бесконечные возможности Божественного, но она развивает их. В процессе своей эволюции душа формирует растущую психическую индивидуальность, которая в проявленном мире способствует развитию индивидуальных форм Пракрити и, таким образом, участвует в эволюции Природы. Душа — это искра Божественного Огня, которая благодаря развитию психического существа растет за покровом ментального, витального и физического сознания до тех пор, пока не обретет достаточно силы, чтобы трансформировать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Таким образом, это развивающееся психическое существо никогда не бывает полным проявлением того, что заключает в себе душа или глубинное психическое бытие. В этом мире, который является проекцией духа, оно проявляет во времени и индивидуальной форме то, что по сути своей является вечным и трансцендентным.

Центральное существо — это существо, которое управляет процессом последовательных рождений, но само по себе не рождается, так как не воплощается в живом существе, а пребывает над ним. Оно связывает  в единое целое ментальное, витальное и физическое существа, а также различные части личности и управляет жизнью человека либо через ментальное существо, используя интеллект и его волю, либо через психическое — все зависит от того, какое из них преобладает во внешнем сознании или природе человека. Если же центральное существо не осуществляет своего руководства, то сознание погружается в состояние хаоса из-за того, что каждая часть личности начинает действовать сама по себе, а между мыслями, чувствами и действиями отсутствует всякая согласованность Психическое существо находится не вверху, а в глубине — за сердцем. Его сила заключается не в знании, а в способности чувствовать все то, что истинно или духовно, — оно обладает абсолютно ясным ощущением Истины и врожденной способностью ее воспринимать, которая по природе своей является восприятием самой души, ее чувством.

Психическое — это самая сокровенная часть нашего существа, поддерживающая все остальные его части — ментальную, витальную и физическую, — но в то же время оно практически полностью закрыто ими и вынуждено действовать исподволь, оказывая на них лишь некоторое влияние, вместо того чтобы занять свое законное место и осуществлять непосредственное руководство человеческой природой. Непосредственное, руководящее действие психического становится возможным, естественным и преобладающим только на высокой стадии развития человеческого существа или благодаря йоге. Интуитивное предчувствие возможных событий или предупреждение о последствиях тех или иных поступков исходят не из психического; эти сообщения вы получаете из определенной части внутреннего существа — иногда это внутренний ментальный Пуруша, иногда внутренний витальный Пуруша, а иногда Пуруша внутреннего или тонкого физического. Внутреннее существо — внутренний разум, внутренний витал, внутреннее или тонкое физическое — знает многое из того, что неизвестно внешнему уму, виталу или физическому, так как внутреннее существо пребывает в более тесном контакте с тайными силами Природы. Психическое располагается глубже, чем внутреннее существо; оно обладает безошибочным восприятием истины, присущей глубочайшей субстанции сознания, врожденным чувством добра, правды, красоты, Божественного — именно этим психическое отличается от всех остальных частей существа.

Центральное существо — Дживатман, который не рождается и не эволюционирует, а управляет свыше процессом эволюции и последовательностью перерождений индивидуального существа формирует на каждом плане сознания своего представителя. На ментальном плане — это истинное ментальное существо, Маномайя Пуруша (manomaya puruяa), на витальном — истинное витальное существо, Пранамайя Пуруша (pranamaya puruяa), на физическом — истинное физическое существо, Аннамайя Пуруша (annamaya puruяa). Поэтому каждое живое существо, до тех пор пока оно пребывает в Неведении, сосредоточено главным образом вокруг своего ментального, витального или физического Пуруши, в зависимости от плана, на котором оно преимущественно существует, и Пуруша именно этого плана является для него центральным существом. Истинный же представитель Дживатмана всегда остается скрытым под покровами разума, витального и физического — это психическое, наше глубочайшее существо.

Когда мы начинаем получать знание из внутренних источников, то с ним приходит и осознание психического существа внутри нас, которое тогда выходит вперед и берет в свои руки руководство садханой. Мы начинаем также осознавать Дживатмана, наше неделимое высшее «Я», или Дух, пребывающий за пределами проявленного мира, представителем которого здесь и является психическое.

Шри Ауробиндо Письма о йоге 

Оставить комментарий

Также Вы можете войти используя: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Выбрать плейлист

Гаятри мантры

Савитри - книга

Мантры

Музыка Природы

Музыка Омара Аркама

Музыка Ангелов

Музыка

Музыка Сунила

Divinity

Поющие чаши

Ом

Ом намо Бхагавате

Рейки

Вся музыка

Лечебная: Общеукрепляющий сеанс

Лечебная: Голова

Лечебная: Легкие

Лечебная: Желудок

Лечебная: Нормализация давления

Лечебная: Почки

Показать плейлист
Вся музыка